ПРОГРАММА

«Основная образовательная программа дошкольного образования
детского сада "Радуга"– отправная точка, с которой начинается вся работа детского сада.

Современная педагогика – это живой, динамичный, развивающийся процесс. Он представлен разнообразными комплексными и парциальными программами. И выбор таких программ – это не просто решение, какому своду общих приемов следовать – это выбор педагогического «кредо». Какое же кредо мы выбрали для нашего детского сада? Оно заложено уже в самом названии программ: «Мир открытий» (научный руководитель Л.Г. Петерсон) под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в Автономной Некоммерческой Образовательной Организации Начальная школа - детский сад "Радуга"  и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Ознакомиться с полным описанием программы

Программа направлена на:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа предусмотрена для освоения детьми в возрасте от 3 до 7 лет, в группах  общеразвивающей направленностей.

Программа разработана для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Цель Программы: накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Приоритетные задачи реализации Программы:

- охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;

- развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;

- формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

- формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;

- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;

- воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.

Принципы формирования Программы:

- совместная с семьей забота о сохранении и формировании психического и физического здоровья детей;

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

- учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе, активности ребенка и т.д.);

- целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и саморазвитию всех участников образовательных отношений;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей), признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной и др.);

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей;

- построение партнерских взаимоотношений с семьей;

- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Основные подходы к формированию Программы:

Культурно-исторический подход определяет развитие ребенка как процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях.

Личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения. Поступательное развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

Образовательная среда в соответствии с Программой строится на основе системы принципов деятельностного обучения:

- принцип психологической комфортности: взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;

- принцип деятельности: основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;

- принцип целостности: стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка (у ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях);

- принцип минимакса: создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития - в своем темпе, на уровне своего возможного максимума;

- принцип творчества: образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;

- принцип вариативности: детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.;

- принцип непрерывности: обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом следующих парциальных программ, авторских проектов, систем работы:

 

Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов "Обучение плаванию дошкольников и младших школьников"

Программа предусмотрена для детей; в возрасте от 3 до 7 лет.

Целью программы: обучение детей плаванию.

Задачи программы:

- закаливание детского организма;

- создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление  опорно-двигательного аппарата,  сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем);

- навыков плавания;

- бережного отношения к  своему здоровью;

- навыков личной гигиены;

- умения владеть своим телом в водной среде.

 

А.А. Белевич, В.Ю. Чал-Борю. Под редакцией С.В. Кривцовой

"Жизненные навыки для дошкольников". Программа-технология позитивной социализации.

Программа предусмотрена для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Программа помогает создать в ДОО условия для успешной реализации требований ФГОС ДО в направлении позитивной социализации и всестороннего развития личности ребенка. В центре программы – развитие социальной и эмоциональной компетенции старших дошкольников в игре и совместной деятельности.

Цель программы: развитие эмоционального и социального интеллекта как условия психологической подготовки к школе.

Задача программы:

- профилактика личностных расстройств у детей данного возраста;

- развитие самости и повышение самоценности личности;

- отдельные части программы могут быть использованы в целях коррекции неадаптивного поведения детей.

 

Дошкольное детство – волшебное путешествие сквозь годы, полное открытий, встреч, испытаний и побед. Навыки и впечатления, полученные на этом пути, остаются на всю жизнь. Для каждого ребенка оно – особенное и неповторимое, даже родители и педагоги не всегда должны быть провожатыми в этом путешествии... Но им всегда необходимо оставаться помощниками и попутчиками. Поэтому программа «Из детства – в отрочество», рассматривая вопросы социально-личностного развития, выделяет не две, а три равноправных стороны: это сам ребенок, дошкольное учреждение и родители.

Педагогика не относится к точным наукам, в ней нет единственно правильных ответов на вопросы воспитания – путей здесь ровно столько, сколько на свете детей. Найти эти пути – вот главная задача педагогов и родителей.

Исходя из рекомендаций программы, особое внимание коллектив нашего детского сада уделяет игровой деятельности. 
Важность данного направления для личностно-социального развития ребенка сложно переоценить. Ведь именно в игре, самом естественном и востребованном виде детской деятельности, проявляется и настоящая свобода, инициатива, осознанный выбор – и первое знакомство с условиями и правилами, общими для всех.

А еще игра дает ребенку возможность поставить себя на место другого (стать человеком любой профессии или даже каким-либо существом, сказочным персонажем), пережить его чувства, разделить и понять его проблемы и радости. Ребенок может смоделировать любую ситуацию и прожить ее, а потом, если понадобиться, даже найти решение, выход из нее. Он может сделать это самостоятельно или с помощью друзей, взрослых, с которыми в мире игры он общается на равных. Игра – это еще и увлекательная возможность познания окружающего мира.

Для полноценной реализации «Основной образовательной программы дошкольного образования детского сада «Радуга» необходимо объединение усилий родителей и педагогов: родители участвуют в работе наравне с педагогами и специалистами.